Типичные ошибки психолога /психотерапевта.

Недавно мне поступил один, тревожащий многих начинающих психологов, вопрос от коллеги, который я привожу здесь в оригинале.

Прикинув, как вообще можно ответить на этот вопрос, я понял, что двумя строчками тут не обойтись и решил сделать целую статью на эту тему: «Типичные ошибки психолога /психотерапевта».

Вот и сам вопрос:

«Помоги , пожалуйста, поделись своим опытом. Я только начинаю практиковать, клиентов особо пока нет (только два платных было с тех пор, как я решила начать работать ПТ), беру соцклиентов по соцпроекту. Сейчас уже третья клиентка и в связи с ней как раз и вопрос. Уже 20 встреча (считаю не по ПТ часам — 45 минут) иногда от полутора до двух часов уходит на встречу. У нее главный запрос (в самом ЛР 11 целей) — психосоматика (горло), она 2-ка по энеатипу, буду всем удобной и хорошей и буду наступать себе на горло. Для меня эта работа уже становится очень энергозатратной, п.ч. избавляться от своих вторичек от болезни она и не собирается. И я уже в замешательстве, с одной стороны, мы заключили договор на оказание бесплатной помощи и вроде как нужно отработать и довести ее до здоровья, а с другой стороны, может ей нужен другой ПТ ,или только платная терапия ей поможет. Может я просто еще не компетентна в таких вопросах: нет совсем практического опыта и мне клиент не «по зубам». (хотя, как мне кажется, все возможное я уже сделала за 20-ть то встреч. Могу глубоко работать ,экологию соблюдаю, и много помимо непосредственной ПТ работы делаю — и литературу ,и записи свои даю, и на все вопросы с точки зрения психотерапии отвечаю). Как понять, работать ли дальше с ней , или я себя угроблю, п.ч. я выкладываюсь по полной. Где граница между «насильно причинять добро» и свободой выбора клиента жить со своей болезнью. Мне не с чем и не с кем сравнивать результат своей работы, только теория в голове. Я понимаю, что вопроса в моем сообщении особо нет))), может просто мыслями поделишься из практики, как разрешить противоречие. Буду очень благодарна за ответ! Спасибо!

 Для меня вопрос очень актуальный, у меня опыта работы практически нет, я не знаю, как вести себя в таких ситуациях. А сегодня лежу трупом после работы с соцклиенткой. Я понимаю, что в Спасателя сваливаюсь, первые клиенты, хочется помочь, но где эта граница: хороший психотерапевт, владеющий методом , да еще и с «рукой в бархатной перчатке»))) или «иди клиент, ты еще не готов».

И у меня еще один вопрос.Скажи пожалуйста, идентичность психотерапевта сама формируется, со временем, с опытом? или этот процесс можно как-то проконтролировать, усовершенствовать, смоделировать (может как часть).Спасибо!»

Проблема.

Из этого вопроса, я думаю, обоснование проблемы становится очевидным. Обобщенно — проблема заключается в недостаточном понимании и знании типичных ошибок начинающих психотерапевтов, понимания базовых принципов и правил, на которых строится психотерапевтическая работа с клиентом, причем, основанная на чисто практических знаниях.

Цель.

Передать практические знания опытного психотерапевта, для помощи начинающим, не опытным специалистам, дабы легко и безболезненно войти в терапевтическую колею, обеспечив себя высоким уровнем витальности в плане психотерапии. Как говорится, умный учится на чужих ошибках, а дурак — на своих.

Модель.

При ответе на эти совершенно замечательные вопросы, удалось накопать сразу столько материала, что можно проводить сразу небольшой семинар.

Хочу сразу сказать, что я совершил абсолютно все ошибки, о которых написал.

Для того, чтобы хоть как-то структурировать ту портянку из советов, которые с сумасшедшей скоростью вылезли из моей головы, я решил использовать полюбившуюся всем модель «Русская матрешка — SK», которая позволяет совершенно четко структурировать и проанализировать вообще любую деятельность.

Напомню, что из себя представляет модель:

matryoshka-sk-300x238

1. СМЫСЛ, МЕТА-ЦЕЛЬ. ЗАЧЕМ? 

1

Это самый главный и самый важный вопрос в этой модели. Как вы видите, Мета-цель создает самую большую рамку, т.е. всё остальное включается внутрь, как матрешки и если на этом уровне совершены ошибки — они будут определять все последующие шаги…

1.1 Инструментальные ошибки:

1.1.1 Бесплатная работа.

Психотерапия может быть только за деньги. Все остальное — это хобби.

Работать только за деньги — иначе это хобби. Для клиента эти деньги должны быть весомыми. В этом случае вы берете ответственность на себя, а клиент подтверждает свою готовность их решать (довольно часто клиент, после отравки первой заявки до первого сеанса уже практически решает свою проблему).

1.1.2 Правило 10 часов.

Если через 6-10 часов работы абсолютно никаких изменений не произошло — поставьте вопрос «ребром» о дальнейшей работе. Относится к практикующим ИНП.

1.1.3 Первые 100 клиентов. Опыт.

Опыт — решает. Не бойтесь ошибиться — это нормально. Опыт, разнообразие, отработка навыков, калибровка — все это бесценно. Чем больше вы работаете, тем меньше остается вопросов.

1.1.4 10000 часов практики — и вы Эксперт.

Помните одну известную притчу:

«В Китае сделали конкурс на самую лучшую картину. После долгих и сложных отборов, судьи пришли к выводу, что 3 оставшиеся картины заслуживают абсолютно высшей оценки и выбрать победителя практически невозможно. Тогда судьи решили сделать небольшой опрос самих художников, что они думают о своих работах.

- Моя работа идеальна. В ней нет ни одного изъяна, — ответил первый.

- Я написал очень хорошую картину. Есть несколько мелких недоработок, но в целом — это отлично! — ответил второй.

- Это ужасное произведение. Мне просто стыдно за это. Я честно признаюсь, но я не достоин высшей награды — ответил третий.

Тогда судьи, безоговорочно, отдали главный приз третьему художнику, ибо тот, кто считает себя идеальным — уже достиг наивысшей точки мастерства. А настоящий мастер всегда видит, куда можно еще расти…»

1.1.5 Ставить фильтры на входе — письма, домашние задания. Отсеивать неготовых.

Вычислять терапевтоедов и терапевтоманов. Смотреть ссылку на видео, кто это такие.

Банально и просто, но если человек делает первое задание наспех, поверхностно, грубо, то что можно сказать о его готовности работать дальше?

Кроме того, после отправки первой заявки, нужно очень хорошо проанализировать и спросить себя: «А смогу ли я вообще ему помочь?»

1.2 Интенциональные ошибки:

1.2.1 Созависимость от клиента и от его результата.

Чувство вины перед клиентом. Желание оправдать желания клиента, чтобы он остался доволен вами и результатом. Если вы ловите себя на мыслях: «Вдруг ему не понравится эта техника», «Надо дать ему по-больше» и т.д. Зависимость от клиента и его результатов. Выделение особенных клиентов.

1.2.2 Попадание в Треугольник Карпмана. Спаситель.

Как только вы попадаете в позицию Спасителя — сразу же разрывайте. Пройдите супервизию. Клиенты очень охотно манипулируют, надо учитывать невротический характер человека.

1.2.3 Резонирование проблем (срочная супервизия).

Если вы попадаетесь на проекции клиента или у вас резонирует похожая проблема — пройдите супервизию (не путать с сильным раппортом).

1.2.4 Любые обещания клиенту решить его проблему — серьезная ошибка.

Ни в коем случае не давать обещания, не внушать веру, что проблема клиента обязательно решится с помощью вас. Это плохо и для вас и для клиента. Автоматическое 100% перекладывание ответственности.

Не путать с объяснением клиенту, что вера в себя, например, поможет ему самолично решить эту проблему.

Психотерапевт не знает, как быстро можно решить проблему. Теоретически, она может решиться мгновенно (изменения в голове происходят всего-то за пару минут). А практически клиент может вообще её никогда не решить — и это его право. Допускается приводить статистику, «в среднем по больнице», но не стоит навязывать.

1.2.5 Не тянуть клиента, а «зеркалить»!

Это похоже на то, как вы пытаетесь тащить за собой осла на веревке, который упирается изо всех сил. Вы-то тянете его к водопою и знаете, что он хочет пить. Но осел этого не понимает и понять не может. Он привык пить из миски хозяина по расписанию. И чем сильнее вы его тянете — тем сильнее он упирается. В итоге, вы тратите огромное количество бессмысленных сил. Даже если вы его туда затащите — это будет против его воли. А этого делать нельзя.

Если вы видите, что клиент «тормозит», не надо его толкать «давай-давай». Попробуйте его «отзеркалить».

- Ты видишь что происходит? Тебе это нравится? Что ты выберешь делать? Подумай сам.

Если вы берете чужие проблемы на себя, то совершаете тем самым, акт вандализма над клиентом и самим собой.
Для клиента — это его карма, его уроки, он должен их отработать!
Если вы в это вмешиваетесь и перетягивание одеяло на себя — вы это прицепите к себе!

На эту тему у меня есть короткое информативное видео, советую глянуть.

1.2.6 Пресекать манипуляции, работать в режиме Взрослый-Взрослый, выводить на чистую воду, перекидывать «горячую картофелину».

Постоянно выводить клиента в режим Взрослый-Взрослый. Учесть, что невротический характер клиента будет постоянно бессознательно манипулировать жалостью, стыдом, виной, страхом и так далее. Выводить в позицию взрослого: «Ты видишь что сейчас ты проецируешь? Ты понимаешь, что происходит?»

Перекидывать «горячую картофелину», когда клиент хочет получить готовый ответ:

К: Сколько времени потребуется на решение проблемы?

П: Как вы считаете, сколько времени потребуется на решение проблемы?

К: Когда мне полегчает?

П: Как вам кажется, когда вам полегчает (при каких условиях)?

1.2.7 Понимание клиентом ролевых моделей.

Психотерапевт — это не друг, не подруга, не подушка для соплей, не унитаз для дерьма. Это тренер, учитель, путеводитель, гид. Дать понять клиенту (письменно или устно) ваши ролевые модели, на первой встрече или в договоре.

Если нарушает — сразу пресекать.

1.3 Смысловые ошибки:

1.3.1 Я — не Бог.

Психотерапевт — не Бог и не может решить любую проблему.

У каждого человека есть свобода воли и выбора и он сам выбирает, как прожить эту жизнь (или ее, извините, просрать — это его право).

И не забывайте, что наше бессознательное нас тоже учит. Очень часто нам «присылают» клиентов для обучения. Терпению, выдержке, наоборот, мягкости и так далее. Бывают клиенты, которые указывают на вашу проблему. Нет случайных клиентов — все они нужны нам, а мы нужны им.

Психотерапевт — не кукловод. См видео.

1.3.2 Правильное восприятие психотехнологий.

Делать только те техники, которые вы прочувствовали на себе! Не работать по методичкам!

Работать не с проблемами, не с техниками (сейчас я сделаю ему 25 техник, посмотрим, что получится), а с человеком!

Понимание уровней развития человека и личных предпочтений (клиент может быть не готов к сложным вещам, ему надо поработать с «примитивными» техниками; предпочтения клиента в «кодах» — у кого-то очень хорошо идет символдрама, но есть клиенты, которые просто ничего не поймут, есть клиенты с ведущим психосемантическим кодом и так далее. Про коды я рассказывал тут.)

Техники — это не волшебная таблетка, это один из инструментов. Как именно клиент решит проблему известно только самому Богу.

1.3.3 Ваш уровень сознания!

Чем больше вы решили своих проблем — тем лучше! Постоянный рост и психотерапия за деньги.
Бывать в шкуре клиента!
- Помоги себе — поможешь тысячам, — сказал кто-то мудрый.
Одно из ключевых пониманий.
Самое главное понимание — вы способны поднять человека на тот уровень сознания, на который поднялись сами. И тут даже не техниках дело, иногда это можно сделать и элементарными вещами, но, при условии, что вы сами до этого доросли. Если ваш уровень сознания меньше 200 — то вы не способны адекватно воспринимать клиента…
В любой непонятной ситуации — прорабатывайся : )
Все основные проблемы, возникающие у психотерапевта — от личной непроработанности. Как только вы проходите психотерапию, все проблемы почему-то сразу отпадают…

1.3.4 У любого психотерапевта были и будут неудачи (даже у самого-самого).

У всех, абсолютно у всех психотерапевтов были и будут неудачи. Ни один психотерапевт не может помочь абсолютно всем, даже достигший просветления.

1.3.5 Удостовериться, что клиент понял тот смысл, который вы ему собираетесь донести.

Лучше затратить 5 минут, но чтобы клиент сам до этого дошел.

1.3.6 Любовь и страсть к своей работе, вне зависимости от результата.

Понимание того, что божественный замысел намного сложнее, чем мы думаем и избавив человека от «проблемы» — можно ему навредить.

Не все добро, что добром считают. Не все зло, что злом считают. Человек не в состоянии отличить добро от зла.

1.3.7 Развивать опыт, интуицию, эмпатию.

Чем больше работаешь — тем больше видишь божественного и чего-то сокровенного в том действе, которое происходит между вами. Иногда кажется, что через вас творит сам Господь, а ваш очередной клиент попал к вам не случайно. Тысячи нитей пересеклись в одном пространстве. Указующий перст привел этого клиента именно к вам, потому что вы, как два пазла, сливаетесь. Он — чтобы получить недостающее, вы — чтобы отдать избыточное, получив удовольствие в служении другим…
Развивайте эмпатию. «Чтение» клиента — не выдумка, а результат долгой практики…

2. ПРИНЦИПЫ. КАК?

принципы

Самое важное — это то, что принципы просто должны быть. Хуже всего, если их нет. Даже если они не совсем удачные, не доработанные, но если они есть — то это сильно облегчит вашу жизнь. Принципы — это ваши правила, по которым вы строите свою деятельность. Клиент либо соглашается с ними, либо идет дальше.

2.1 Не верь. Не бойся. Не проси.

2.1.1 Постоянно проверять клиента. Протыкать. Тыкать в больные места.

Ты точно этого хочешь? А зачем тебе это? Это правда? Зачем это тебе? Может не будем меняться?

На самом деле ни один клиент не хочет меняться. Если бы он хотел — он бы уже решил проблему.

2.1.2 Проверка готовности клиента на всех этапах.

На сколько ты готов это принять? На сколько ты готов это решить?

2.1.3 Иногда быть жестким тренером (не жестоким).

Не путать сопереживание и сострадание с обычной жалостью и желанием помочь всем.

2.2 Идти за клиентом, а не по техникам.

2.2.1 Задача — научить клиента решать проблемы самостоятельно!

Сохранять баланс между ведением и следованием за клиентом (иначе уведет).

2.2.2 Постоянное понимание цели любой работы.

Как ваше, так и клиента.

2.2.3 Никогда ничего не советовать и не расшифровывать за клиента.

Ваша задача — чтобы клиент научился сам ловить рыбу…

2.3 Роли и обязанности.

Самое главное в принципах — что бы они у вас были. Если их нет, то клиент их строит для вас сам. Начиная от простых и банальных — штрафы за опоздания, отмены, возвраты средств, заканчивая взятием ответственности за свою жизнь.

Договор, описание ролей и обязанностей.

3. ЦЕЛИ. ОТКУДА — КУДА?

Цель

Я видел десятки людей, которые очень долго занимались проработками, осознавали себя, свои части, чистили убеждения и ловили инсайты. И у всех этих людей в жизни не поменялось ровным счетом НИЧЕГО. Потому что работа была бесцельная. Самое главное для себя уяснить — у психотерапии есть конкретная цель. Мы делаем любые действия, которые двигают клиента к ней и не делаем того, что к ней не двигает.

3.1 Спутывание причины и симптома проблемы.

Если у клиента проблемы со здоровьем — то это следствие неправильного образа жизни. И работать надо со всем образом жизни клиента, а не с конкретным заболеванием. Если клиент не может найти себе пару, то то не проблема. Проблема — это отсутствие способности знакомиться, отсутствие ресурсов, навыков, желания и т.д.

3.2 Четкая простройка критериев достижения. Клиент может их не заметить.

Как я узнаю, что моя цель достигнута (происходят улучшения?). Проверять по этим критериям.

3.3 Сделать шкалу достижения от 0 до 100% и замерять результат.

Спрашивать бессознательный ответ (можно методом слепого письма).

3.4 Глубинное понимание цели любой работы, любой техники.

Если вы спрашиваете вопрос, делаете технику, уточняете, просто молчите — у каждого действия должна быть осмысленная цель. Это похоже на то, как GPS — навигатор постоянно с конкретной периодичностью отправляет сигнал спутнику.

3.5 Непонимание, что необходимо сменить образ жизни.

Часто клиент вваливается в гипноз проблемы: «У меня психосоматика, это моя проблема, я хочу, чтобы её не было…». Важно дать понять клиенту, что решение его проблемы связано с его ОБРАЗОМ ЖИЗНИ. И любая проблема практически всегда требует смены образа жизни (а не просто ушел страх или психоматика…).

Это основная смысловая ошибка при постановке цели. Клиент должен желать не объект, а ситуацию. Объект — это я без проблемы. Ситуация — это новая жизнь…

4. РАППОРТ. В СОГЛАСИИ С КЕМ?

раппорт

Раппорт — это состояние синхронии с клиентом. То ощущение, когда вы сидите с другом или подругой в кафе и буквально сливаетесь в мыслях, в потоке. Время улетает, а все окружение тускнеет. При достаточной практике раппорт создается сам по себе. Но по началу, надо уделить этому внимание.

4.1 Раппорт с собой:

4.1.1 Прописать свои жесткие правила и принципы. Поработать со своей ролевой идентичностью.

Хороший психотерапевт (по НЛУ):

  • Ответил себе на вопрос ЗАЧЕМ я делаю психотерапию (любые ответы вроде самооценки, власти, жалости к другим, денег и т.д. — вся психотерапия будет никчемной). Зачем для себя? Зачем для других?
  • Обладает мощной идентичностью психотерапевта.
  • Очень широкая карта. Ни в коем случае не проецировать свои карты (я бы на вашем месте, я точно знаю, как…). В любом случае, карта должна быть гораздо больше карты клиента.
  • Высокая ценность себя, смысла свой работы.
  • Четко понимает цели психотерапии, что он может достичь, а чего не может.
  • Обладает высоким уровней способностей (техники, обучение, раппорт, направления и т.д.)
  • Очень широкие и гибкие модели поведения (работать с мужчинами и с женщинами (анима и анимус), быть мягким, жестким, простым и сложным и т.д.)
  • Окружение (начиная от общения со своими коллегами, которые выше по уровню, супервизии и т.д., заканчивая обстановкой кабинета).

4.2.1 4 уровня раппорта с клиентом (четырехклеточная модель уровней):

  • Раппорт на уровне вопрос-ответ.
  • Интуитивный раппорт на основании большого опыта работы (много клиентов).
  • Эмпатический, чисто интуитивный, правополушарный раппорт, клиент как цельный образ, объемное восприятие всей жизни и человека, контакт на уровне бессознательного.
  • Контакт на уровне полевого разума, увидеть в человека Бога, который просто решил поиграть сам собой в осознание.

4.2.2 Восприятие клиента на 4 уровнях:

  • Сознательное — больной невротик.
  • Потенциально можно помочь.
  • Идеальный в своем неврозе.
  • Бог, не понявший это.

4.2.5 Чем лучше раппорт с Собой — тем лучше раппорт с Другими.

При хорошем раппорте клиент идет за вами, за вашими состояниями. Если у вас хорошее расслабленное состояние — клиент идет за вами. Если вы погружаетесь в транс — клиент погружается за вами.

4.2.6 Сначала присоединяться, а потом вести (войти в карту клиента).

Главное правило раппорта. Плавно войти в карту клиента, а потом её расширять.

4.2.2 Раппорт с клиентом, эмпатия. Целостное восприятие клиента, как систему.

Неумение построить раппорт и сопереживать — основная ошибка начинающих. А так же «кусочное» восприятие клиента.

4.2.3 Понимание своих способностей (не лечить рак, если не умеешь).

Быть откровенным и не стараться казаться компетентным во всём. Если вы этого не разу не делали — так и скажите, что я этого никогда не делал, но могу попробовать, если ты согласен.

4.2.4 Невероятная самооценка (20 — 30 из 10).

Повышать свою самооценку психотерапевтическими методами, личностным ростом и опытом. Работать с адекватными клиентами. Абсолютный авторитет!

4.2.7 Бездумная вера в гипотезу

Не слушать а обдумывать заранее подготовленый ответ. Если вы думаете, что проблема клиента может решиться только так, а не иначе, то это ошибка, даже если эта гипотеза подтверждена опытом.

4.2.8 Не слушать а обдумывать заранее подготовленный ответ.

Тоже очень популярная ошибка. Обычно идет от переоценки себя «клиент глупый, а я все знаю.»

5. ИНФОРМАЦИЯ. НА ОСНОВАНИИ КАКИХ СВЕДЕНИЙ?

информация

Информация — это огромный блок, про который все рассказать невозможно. Но остановимся на общих моментах. Есть ошибки в плане сбора информации о клиенте и в плане работы с ней и здесь я советую придерживаться самого важного момента:

5.1 Собирать информацию на четырех уровнях кодов бессознательного:

  • Нейрологический. Что произошло? Что чувствуешь в теле? Как это выглядит и ощущается в теле?
  • Психосемантический. Работать со смыслами, словами. Мета-модель и Милтон модель.
  • Пространственный код. Где это в пространстве?
  • Символический код. На что это похоже?

Ошибка — это использование только одного кода и построение всей работы на этом. Для объемного восприятия используйте все четыре, как бы дополняя их сопоставляя.

5.2 Доверять своему бессознательному, подтверждая те или иные слова клиента.

Если интуитивно что-то хочется спросить, есть какие-то подозрения или хочется рассказать анекдот, не зная почему — сделайте это.

Можно сказать, что это сбор информации из своего бессознательного. Кроме того, можно собирать любую информацию из вашего личного пространства. Например, поставить проекцию клиента и внимательно посмотреть, что на самом деле…

6. ТЕХНИКИ. МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ.

техники

А с техниками вроде все понятно, это то, в чем психотерапевт «собаку съел». Потому что суть обучения и заключается в освоении большого количества различных техник. Но здесь я хочу остановиться не только на смысловых ошибках в применении техник, но скорее в обозначении дополнительных помогающих в психотерапии психотехнологий, который должен знать каждый психотерапевт…

6.1 Четыре уровня владения техниками:

  • Жесткое следование алгоритмам.
  • Частичное моделирование, отход в сторону, жонглирование техниками.
  • Глубинное смысловое понимание того, что нужно донести клиенту, бессознательные интуитивные подсказки. Нужные техники в нужные моменты.
  • Прямая передача.

6.2 Использовать только те техники, которые опробованы на себе.

Любая техника, прочитанная по методичке работает очень плохо, если вы ее сами на себе не испытали и сами не прочувствовали и не поняли смысл.

6.3 Ошибка — делать техники, а не работать  с клиентом.

Не зацикливаться на техниках и деталях. Лучше всего на сессиях вообще не пользоваться никакими методичками (сразу отвлекаетесь и теряете раппорт).

6.4 Конкретные техники для работы.

6.4.1 Техника — привлекать клиентов в соц панораму и раппорт с ними.

Нужных! Делать предложение! Где искать их? Что предлагать? Цена.

6.4.2 Техники работы с собой.

Перед консультацией просить себя: «На сколько я готов по 10-бальной шкале проводить консультацию?» Если меньше 7 баллов — сделать дополнительные техники.

Состояния CRASH и COACH.

CRASH:

  • Contraction (Напряжение)
  • Reaction (Реактивность)
  • Analysis (Анализ)
  • Separation (Отсутствие контакта (отделение)
  • Hurt (Боль)

COACH

  • Centered (Центрированность)
  • Open (Открытость)
  • Attending with Awareness (Осознанное присутствие)
  • Connected (Связь)
  • Holding (Удерживание)

6.4.3 Медитации, якорение.

Любые инструментальные техники для работы, вхождения в состояния.

6.4.4 Работа со своей ролевой идентичностью.

Вытащить свою идентичность (есть ее нет — создать) и поработать с ней: ресурсирование, обучение, трансформация, апгрейд, и прочее.

Поднять самооценку, убрать страхи и тревожности, добавить навыков.

6.4.5 Снятие созависимости.

Репрезентировать созависимость, определить часть, ответственную за неё и проработать с ней.

6.4.6 Промывка в трех водах.

Если вы «подцепили» что-то от клиента, для снятие отягощений, стресса. Обязательно в конце рабочего дня.

6.4.7 Создать СЕС раппорта.

Для того, чтобы раппорт происходил автоматически.

6.4.8 Техники создания раппорта с клиентом:

  • Общий кокон.
  • Подключение энергетической связи.
  • Увидеть в клиенте нечто большее.
  • И так далее….
Как только чувствуете разрыв кокона — восстанавливайте.

Разгипнотизирующие техники:

6.4.9 Контакт со свои бессознательным. Могу ли я ему помочь?

Бессознательное абсолютно точно знает ответ.

6.4.10 Какую проблему надо решать на самом деле?

Когда подозреваете, что клиент тщательно увертывается и дает ложные симптомы. Сколько процентов решит эта проблема?

6.4.11 Вопрос: «Сколько сеансов потребуется для решения этой проблемы?»

Не следует этим пользоваться, как правилом. Очень часто эта цифра совпадает, но есть риск, что клиент будет «отматывать часы». Спросить себя и клиента (и сопоставить).

6.4.12 Выйти в мета-позицию. Мета-зеркало.

Сделайте мета-зеркало с клиентом, чтобы распознать манипуляции, зависимости, созависимости, проекции.

6.4.13 Работа с героями — что бы на вашем месте сделал ____ (имя героя).

Для того, чтобы выйти за рамки привычности, рефрейминг.

6.4.14 Перепросмотр дня (видео, работа над ошибками).

Вечером, перед сном, осознать свои ошибки, вынести необходимые уроки.

6.5 Абреакция. Что делать?

Если есть подозрения — быть аккуратным и постоянно переспрашивать клиента все нормально? Проверять, идти медленно. Соблюдать раппорт и плавность.

Понять самое главное — не вы виновник. Бессознательное пытается до него достучаться. То, что происходит — нормально.

Главное — действовать быстро. Первое — оборвать резко раппорт (иначе ввалитесь). Оборвать канат. Второе — сделать мощную встряску клиенту (потрясти за руку, вывести из точки, это как поражение эл током — надо резко сменить пространство).

6.6 Если клиент не видит образ.

Любой человек видит образ. В основном, это связано с неготовностью клиента. Тогда надо вывести его в позицию Взрослого и напрямую спросить, готов ли он работать. Если да — то готов ли он представить для этого образ?

Редко, но попадаются люди с ведущей кинестетической модальностью — тогда можно попросить клиента «ощупать» образ, а потом уже рассказать о цвете, форме и т.д.

7. ПРЕДПОЧТЕНИЯ И НАВЫКИ. ЧТО ПОДХОДИТ ЛИЧНО МНЕ?

предпочтения8

У каждого человека есть свой индивидуальный стиль, свои предпочтения, навыки. Кому-то больше нравится символдрама, кому-то гипноз, кто-то любит одни техники, кто-то другие. Кто-то любит работать только утром, а кто-то только вечером. О предпочтениях и поговорим.

7.1 Выгорание, понимание своего максимума.

Хорошее настроение и желание работать — и никакого выгорания не будет. Лучше работать меньше, но качественнее и с кайфом. Свой максимум узнаем у бесознательного. Определяем оптимальное время для работы и продолжительность.

7.2 Мне не нравится клиент.

Если вам не нравится клиент, его запрос, вам не интересно — лучше не начинать работу.

На практике, хуже всего работать с «закрытыми», «не восприимчивыми», «я сам все знаю», «я был уже у 10 психологов и мне не помогло».

7.3 Использовать те техники, от которых вы сами кайфуете, а не те, которые кажутся мощными.

Здесь вообще все просто. Если банальное слияние двух частей вас протрясло до глубины души — пользуйтесь!

 

 

ФУРШЕТ. 100 вопросов и ответов от людей: (жми!)

1. Нет энергии, нет сил, нет мотивации, лень? Как быстро захотеть чего-то хотеть в жизни?
2. Проблемы в отношениях с девушкой? Что делать?
3. Не позволяю себе отдыхать, самобичевание, прокрастинация.
4. Как избавиться от лени за 2 часа?
5. Как быстро (в среднем за 1-3 часа) избавиться от страха, фобии, чувства вины, чувства стыда, жалости?
6. Психосоматика. Лечатся ли болезни с психологом и насколько это эффективно?
7. Баборабство, матриархат, феминизм. Почему "Мужики уже не те", почему мужики не мужественные, подкаблучники и как это убрать?

Понравилось? Нажми на кнопку : )

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Чтобы всегда быть вместе!

И по идее здесь должна быть умопомрачительная книга или поразительный видеокурс, но я решил не заниматься этой стандартной инфобизнесовой пошлостью и сделал простую ненавязчивую рассылку блога.

Не чаще, чем 1 раз в неделю к вам будет приходить письмо с анонсом НОВЫХ статей блога.

Обещаю не спамить не слать всякую белиберду

  • Ненавязчиво
  • Самое свежее
  • Только полезный контент
Закрыть окно

Вот сюда напишите и нажмите кнопку

Здесь введите имя и e-mail.

Только настоящее. Ваш e-mail я никому не передам - железно!

После этого подтвердите подписку в своей почте!

Ваши контакты не будут переданы третьим лицам

Яндекс.Метрика